План развития музея истории школы №33

Цели и задачи работы музея

Целью работы является воспитание гражданина-патриота своей малой родины на примере жизни и деятельности своих сверстников и учителей школы с момента ее рождения, реализация  прав учащихся на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея.
Задачи:
1.     Сохранение и расширение фондов музея;
2. Продолжение поисково-исследовательской деятельности по следующим направлениям для размещения экспозиций и экскурсионной работы:
- «Они сражались за Родину» (экспозиция о ветеранах Великой Отечественной войны);  - «Боевое братство» (экспозиция о воинах-интернационалистах и участниках других локальных войн и конфликтов);  
- «Вы – наши наставники, мы вами гордимся» (выставка об учителях школы);
- «Это – наша с тобой биография» (о выпускниках школы и реализации их жизненных планов);
- «Традиции и современность», «Сияние маленьких звезд» (о современной школе и преемственности поколений).

  1. Сотрудничество с музеями города, библиотекой духовно-исторического возрождения имени А.И.Герцена, ДЦ «Мир», ГОРСЮТУР «Полюс»;
  2. Реализация мер по развитию творческих способностей учащихся: продолжение обучения учащихся экскурсоводческой деятельности.
  3. Расширение материально-технической базы музея.

Основные направления деятельности музея

Поисково-исследовательская работа музея
При музее  постоянно занимаются 20-25 человек в возрасте от 10 до 17 лет, которые входят в составы поисковых групп, которые встречаются с интересующими их людьми, пишут отчеты о проделанной работе и описывают собранные документы и материалы. В результате такой поисково-исследовательской работы фонды музея пополняются новыми экспонатами, которые потом используются при оформлении экспозиции залов музея.

Организационно-массовая работа
Организация различных выставок и экскурсий, конкурсов и праздников по различной тематике.

Учебно-воспитательная работа
Особенностью программы развития музея является то, что обучение и воспитание учащихся идет через живое общение с ветеранами труда, Великой Отечественной войны, комсомола, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, выпускниками школы. Учащиеся напрямую соприкасаются с историей своего города, страны. Изучение истории по рассказам очевидцев, безусловно, приводит к развитию у подростков коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, формируют интерес и чувство исторической сопричастности к прошлому и настоящему малой родины, России.

Просветительская работа
На базе музея проводятся уроки истории, классные часы, уроки мужества, внеклассные мероприятия. Актив музея организует лекторские группы, которые выступают с сообщениями по истории школы перед учащимися и гостями школы.

Организация сетевого взаимодействия
Работа по организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с привлечением общественных организаций.
Становление сетевого взаимодействия и социального партнерства в деятельности музея - процесс последовательный, постепенный, предполагающий несколько уровней:
- уровень информации, когда образовательные и общественные учреждения обмениваются сведениями,
- уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями.

Методическая работа
Программа является результатом многолетней целенаправленной деятельности коллектива по осмыслению роли и места музея в реальном мире, интегрирует в себе лучшие достижения отечественного и зарубежного музейного строительства. Она предопределяет создание устойчивой системы взглядов и действий коллектива, направленных на всестороннее развитие всех сторон деятельности такого важного направления, как музейная педагогика.
По своему профилю музей является центром музейной педагогики. Он воссоздает страницы истории школы, детских общественных организаций, истории Великой Отечественной войны 1941-45 г, отражает историю и культуру города.
Эпиграфом деятельности музея являются слова В. Астафьева " Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути".
Д.С. Лихачев говорил, что каждый человек должен знать историю своей Родины, своего города, своей школы, своей семьи.
В музее создана база разработок уроков мужества, классных часов, сценарии праздников на различные темы, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием школьников.

Использование информационных технологий в работе музея
Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Формы работы музея с использованием информационных технологий:
- применение компьютерной техники для создания электронной базы фондов музея, описание музейных предметов, оформление учетной документации;
- формирование в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий;
- создание электронных презентаций выставок и виртуальных экспозиций;
- применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.
Информационные технологии позволяют привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогают воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Руководство деятельностью музея
Руководство деятельностью по реализации программы осуществляет Совет музея.

Совет музея выполняет следующие функции:
- разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
- анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
- рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
- организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации работы музея
Программа развития музея истории школы на 2016-2021 г.г. предполагает освоение детьми жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, которые в дальнейшем помогут не только ответственно строить свое будущее, но и мотивировать сверстников на общественно-значимую деятельность. К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:
- освоение учащимися жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как гражданина России, формирование социальной активности школьников;
- становление музея как центра гражданско-патриотического воспитания;
- формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
- развитие у учащихся ключевых компетенций: общекультурных,
ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.

Обеспечение работы музея.
В музее собраны книги и брошюры  по истории города Нижний Тагил, Екатеринбурга, Урала, по военно-патриотическому воспитанию. 
В методической копилке музея находятся сценарии и тексты экскурсий, уроков мужества, классных часов, праздников и других мероприятий по истории школы и различной  тематике.
Музей пользуется школьными техническими средствами:
Видеокамерой «Sony»
Фотоаппаратом «Canon»
Музыкальным центром «LG»
Принтером-сканером- «Samsung»
Компьютером
Ноутбуком
Экраном
Мультимедийным проектором
Телевизором «LG»

Социальные партнеры музея
Библиотека духовно-исторического возрождения им. Герцена
Музей-заповедник горнозаводского дела и его филиалы
Городская станция юных туристов «Полюс»
Детский центр «Мир»
Комитет по делам молодежи Администрации города.